Программа подготовки и проведения сессии стратегического планирования в условиях изменений
Программа направлена на подготовку и проведение оперативного мероприятия, которое позволит выбрать оптимальную стратегию поведения Компании в кризисе, согласовать и организовать работу всех подразделений и сотрудников.
Цель:
Определить стратегию и согласовать деятельность Компании в период кризиса
1 этап. Подготовка
Формат работы: рабочие встречи с первыми лицами Компании, руководителями функциональных направлений
Уточнение целей сессии
1. Выбор инструментов и областей работы на сессии:
-
Стратегические схемы (конкурентные, продуктовые, клиентские стратегии, стратегии выживания)
-
Схемы анализа (SWOT)
-
Схемы декомпозиции целей (функциональные, линейные)
Результат: подготовленный материал для работы на сессии
2 этап. Сессия
Формат работы: групповое мероприятие для всех руководителей/сотрудников
Тема 1. Анализ ситуации и выбор стратегии
1. SWOT-анализ
-
Анализ сильных и слабых сторон компании, выделение значимых и надежных характеристик
-
Анализ возможностей рынка, выделение наиболее вероятных и приоритетных
-
Анализ угроз рынка, выделение наиболее вероятных и разрушительных
-
Сопоставление характеристик компании и рынка, выделение возможных областей развития и опоры для выживания; определение областей, наиболее подверженных внешнему влиянию, неустойчивых и нуждающихся в компенсации и контроле
2. Виды стратегий (на основе выбранных на этапе подготовки схем)
Например, при выбранной схеме конкурентной стратегии:
-
Схема «Треугольник лидерства»
-
Определение местонахождения на схеме основных конкурентов
-
Сопоставление характеристик компании с необходимыми требованиями для реализации каждой из стратегий
-
Анализ изменений стратегий в кризисный период
Например, при выбранной схеме клиентской стратегии:
-
Схема «Типы клиентов» (возможно использование ряда классификаций, например, по объему, доле, росту, затратам)
-
Определение местонахождения на схеме актуальных и потенциальных клиентов
-
Анализ возможностей Компании по взаимодействию с клиентами
-
Анализ изменений ситуаций клиентов в кризисный период
Определение желаемой стратегии
-
На основе проведенного анализа выделяются возможные направления движения
-
Определяются желаемые подходы к рискам (игнорирование, минимизация, подготовка) и результату (максимизация выигрыша – минимизация проигрыша)
Формулирование стратегических целей
На основе выбранной стратегии фиксируются стратегические направления и формулируются цели с использованием критериев эффективной цели.
Результат: Сформулированные общие стратегические цели
Тема 2. Декомпозиция стратегических целей
1. Направления декомпозиции
-
Временная декомпозиция: перспектива – год
-
Подразделения, исполняющие планы – функциональные направления, регионы и т.д.
2. Инструменты декомпозиции – в зависимости от фокуса (функциональная - линейная декомпозиция).
-
При линейной декомпозиции – инструмент «Дерево целей». В основе инструмента – структура Компании, цели распределяются по структурным подразделениям и их руководителям.
-
При функциональной декомпозиции – инструмент «Диаграмма Ишикавы». В основе инструмента – выделение функциональных областей, фиксация ответственности за функциональную деятельность и декомпозиция целей по руководителям направлений.
Определение целей функционалов/подразделений
-
Декомпозиция стратегических целей в рабочих подгруппах.
-
Фиксация целей функционалов/подразделений и формулирование их по выбранным критериям (например, с использованием kpi – ключевых показателей эффективности достижения цели).
Результат: Сформулированные стратегические цели для функционалов/подразделений
3 этап. Разработка планов
Формат работы: самостоятельная подготовка планов рабочими группами
Результат: годовые планы работы – презентация на следующем за сессией ежемесячном собрании