|
+7 (499) 402-8021
Главная
Публикации
За гранью четвертого измерения
За гранью четвертого измеренияЗа гранью четвертого измерения…
Дмитрий Иванов ___________________________________________________________________________________ Конечно же, технологии проведения тренингов не стоят на месте. Постоянно совершенствуются подходы, методы и решения, направленные на одно – повышение эффективности обучения. О том, как использование имитационной игры может влиять на результативность тренинга , и идет речь в этой статье. ___________________________________________________________________________
А знаете ли Вы, в каком мире Вы живете? Нет, не с точки зрения авторов рекламных слоганов (тогда вариантами ответа были бы фразы типа «в мире киберпреступников», «в мире нанотехнологий», «в мире караоке», и т.д.), а с позиции физиков-теоретиков, топологии пространства, в котором мы все находимся. Читатели, придерживающиеся классического подхода в интерпретации объективной реальности, наверное, скажут, что мы живем в трехмерном мире. Те, кто разделяет релятивистскую точку зрения (помните, Эйнштейн, Теория относительности), видимо, ответят, что наш мир – четырехмерный. Это те же самые классические три измерения, плюс время, которое неразрывно связано с пространством. Как видите, пока все достаточно просто. Данный подход сформировался еще в 1915 г. и, как Вы понимаете, теоретическая физика с тех пор не стояла на месте. Количество измерений, необходимых для корректного и всеобъемлющего описания реальности, увеличивалось, и в настоящее время теория Калуцы-Клейна постулирует, что мы с Вами живем в одиннадцатимерной Вселенной. Предполагается, что те самые дополнительные семь измерений пространства, которых мы не видим и не ощущаем, каким-то хитрым образом свернуты в очень малых масштабах (10^-32 см, т.е. во много-много раз меньше размера атомного ядра). Мы сейчас не будем углубляться в детали данной концепции, а те, кого она заинтересовала, смогут получить более подробную информацию, например, в книге Пола Девиса «Суперсила. Поиски единой теории природы». Нам важно, что существует теория, утверждающая, что мы с Вами живем в одиннадцатимерном пространстве. А теперь представьте себе, что Вам предложили поучаствовать в эксперименте, целью которого является подтверждение данной теории. Вы попадаете в суперсовременный исследовательский центр, строгие люди в белых халатах (те самые физики-теоретики) подробно рассказывают Вам о целях эксперимента, о методике его проведения, о результатах, которые ожидаются на выходе. Вы получаете все необходимые инструкции и вместе с остальными участниками эксперимента проходите в специальную камеру. Тяжелые массивные двери бесшумно задвигаются и на огромном LCD-экране появляется надпись «Внимание! Активизирована система антигравитационного трансферинга реальности!». Пространство вокруг Вас деформируется, сворачивается, рассыпается на отдельные составляющие, непонятные звуки заполняют Ваше сознание и переносят его из привычного трехмерного мира в непонятный и нереальный мир “Одиннадцатого” измерения…И вот Вы уже там, за гранью обычной реальности. Как это часто бывает, эксперимент пошел «не совсем» по сценарию, и вместо того чтобы просто побывать в “Одиннадцатом” измерении, убедиться в его существовании и вернуться обратно, участники эксперимента «застревают» там надолго. Портал, обеспечивающий связь с трехмерным миром, закрылся и единственное, что всем вам остается – как-то адаптироваться к новым условиям. А условия эти отличаются от «наших» очень сильно. “Одиннадцатое” измерение - это бестелесный нематериальный мир, в котором жизнь существует только в форме духовной субстанции. Физических предметов нет, а если бы они и были, воспользоваться ими было бы невозможно, т.к. все жители “Одиннадцатого” измерения нематериальны. Физические границы в нематериальном мире не имеют смысла, поэтому в “Одиннадцатом” измерении существует только одно государство – Объединенный Нейро Союз (ОНС). Для удобства посетителей, прибывающих в ОНС из других измерений, Единая Государственная Компьютерная Система «Deep-11» моделирует для них виртуальную реальность таким образом, что им кажется, будто бы они находятся в привычном для них мире. Таким образом, весь трехмерный мир, который сейчас окружает участников эксперимента, это всего лишь иллюзия, созданная гением программистов ОНС. А «человек, похожий на тренера» - это виртуальный элемент интерфейса компьютера «Deep-11», голографическая проекция некоторого изображения, обеспечивающая комфортное взаимодействие между участниками и компьютерной системой. Его задачи: · Предоставить необходимую информацию; · Организовать процедуру поиска решения ; · Осуществить необходимую коммуникацию; · Обеспечить безопасность, комфорт и досуг.
Участники эксперимента не могут самостоятельно вернуться в привычный трехмерный мир. Конечно, физики-теоретики не оставят их в беде, но не известно, как скоро можно рассчитывать на помощь. Ситуация осложняется еще и тем, что участники попали в “Одиннадцатое” измерение в качестве «временных копий», и информация о них будет стерта ровно через 5 дней. То есть, если через 5 дней участники эксперимента не вернутся обратно в трехмерный мир – они просто перестанут существовать. Примерно так вводятся в игровое пространство участники тренинга, если для его проведения выбран формат имитационной игры. Что же это за игра такая? Имитационная игра (или метафорическая деловая игра) – это вариант деловой игры, построенный на базе метафоры, отражающей реальный бизнес-процесс. Метафора (от греческого metaphora – перенесение) – перенесение свойств одного предмета (явления) на другой, на основании признака, общего или сходного для обоих сопоставляемых членов (Большой Энциклопедический словарь). Имитационная игра - это работа участников в условном, вымышленном пространстве, что позволяет: · повысить мотивацию участников на работу в тренинге и их вовлеченность в процесс за счет нестандартного подхода к той деятельности, которая моделируется игрой; · отрешиться от конкретных, малозначимых деталей и сфокусироваться на главных, основополагающих моментах изучаемого/отрабатываемого процесса; · рассматривая свою деятельность «из другой плоскости» найти неочевидные, нестандартные решения проблем, которые при «классическом» подходе казались неразрешимыми.
Схема проведения имитационной игры:
Схема 1.
Суть методической концепции проведения тренинга с использованием имитационной игры показана на Схеме 1. Видно, что моделирование реальной ситуации в тренинге позволяет выделить из бизнес-процесса отдельные составляющие, подробно проанализировать их, выделить наиболее существенные моменты, найти максимально эффективные способы решения, разработать оптимальные алгоритмы поведения. Использование игровой реальности в процессе обучения ориентировано на решение следующих задач: · Разработка сценариев, планирование, проектирование; · Адаптация сотрудников к организационным изменениям в компании; · Коррекция установок, способов мышления и действия; · Саморефлексия, формирование адекватного самовосприятия; · Самораскрытие участников; · Отработка навыков поведения; · Диагностика, прогноз эффективности деятельности; · Сплочение участников группы. В частности, приведенная выше в качестве примера имитационная игра «Одиннадцатое измерение» позволила: · Расширить понимание участниками своего вклада в развитие компании; · Сформировать у участников умение эффективно и нестандартно решать свои профессиональные задачи; · Предоставить участникам инструменты активизации креативности и управления креативными процессами; · Отработать процесс принятия решения в сложных ситуациях и в условиях неопределенности; · Расширить понимание участниками необходимости совместной работы для достижения общих целей; · Повысить мотивацию участников на развитие компании через увеличение своего личного вклада в общий результат. В контексте этой игры участники должны были получить знания и навыки по следующим темам:
Здесь формат имитационной игры позволил максимально вовлечь сотрудников в процесс взаимодействия, потому что были использованы: · интересный, увлекательный сценарий, переносящий действие в необычную, незнакомую обстановку; · проблемные задачи, стимулирующие участников к поиску решения; · атмосфера соревнования. Для повышения групповой динамики идея соревнования объединяла все элементы тренинга и спортивные игры, которые проходили в свободное время. Участников разделили на команды, и каждая команда стремилась заработать максимальное количество N$ (нейро-долларов – валюта “Одиннадцатого” измерения). Активность и результативность участников (и команд) оценивалась: · по ответам на вопросы; · по выполнению упражнений; · по проведению презентаций.
После введения в игровое пространство, участники (с помощью тренера, как элемента интерфейса компьютерной системы) сформулировали для себя основные цели на предстоящие 5 дней: · Проанализировать ситуацию · Рассмотреть возможные варианты решения · Выбрать оптимальный вариант · Реализовать его на практике
Для того, чтобы участники все время оставались в рамках сюжета, теоретические блоки, которые им нужно было изучить и отработать, были полностью погружены в игровое поле. Компьютер «Deep-11» сообщил, что в его базах данных есть информация, необходимая участникам для эффективного поиска решения (время ограничено, есть всего 5 дней!). Участникам был «открыт доступ» в эти базы данных, и перед каждым практическим заданием у них была возможность получить соответствующую теоретическую информацию.
В течение четырех дней командам удалось: · Разработать общую стратегию поведения; · Организовать бизнес-процесс, позволяющий заработать необходимые средства; · Разработать проект рекламной компании продукта; · Сформулировать основные принципы развития своего бизнеса; · Спланировать работу с клиентами по приоритетным направлениям; · Используя заработанные средства построить систему, позволяющую вернуться в трехмерный мир. Утром последнего (пятого) дня путешественники «открыли портал в трехмерный мир» и вернулись в привычную нам реальность. После возвращения, уже в новых командах, участники подготовили и провели презентации, предлагающие варианты решения конкретных проблем, возникающих в процессе их реальной работы в компании, с использованием тех методов, которые были отработаны на тренинге. Как Вы уже, наверное, догадались, игра «Одиннадцатое измерение» - это далеко не единственная имитационная игра. Вот еще несколько возможных вариантов сценариев имитационных игр, которые можно использовать в рамках обозначенной выше методической концепции. Ваша команда летела на звездолете с целью разведки месторождений нефти на других планетах. По дороге звездолет попал в «черную дыру» и вы оказались на Земле, какой она была 1000 лет назад. Расчеты специалистов показывают, что вернуться в будущее можно ровно через 4 дня (повториться «черная дыра»). Следующий раз путь в наше время откроется через 100 лет. За эти 4 дня команде звездолета необходимо добыть определенное количество нефти и переработать ее в ракетное топливо, поскольку во время полета было истрачено всё горючее. ПЛАНЕТА Х Еще совсем недавно планета Х была меньше чем сейчас. Весь шарик можно было обойти за 10 минут, и поэтому все жители планеты хорошо знали друг друга, ходили в гости и весело отмечали праздники. Но потом космические силы изменили свое направление, и планета стала увеличиваться, она становилась все больше и больше, менялся ее рельеф. Если раньше вся планета была одной большой равниной, то теперь появились горные хребты, реки и овраги. Стало труднее ходить в гости, кого-то даже не видно за горами, неизвестно как они там живут. Планета Х - это не обычная планета. Дело в том, что её размер и внешний вид зависит от желания и настроения ее жителей. Поругается кто-нибудь и появляется на планете новая гора или пропасть, станет жителям планеты грустно и начинается глобальное оледенение. Недавно некоторые исследователи выдвинули гипотезу о том, что скоро может произойти выделение отдельных континентов, между которыми появятся огромные моря и океаны. Если это случится - сообщение между континентами будет сильно затруднено, а может быть и невозможно. Произойдет это или нет, зависит только от вас, жителей планеты, поэтому было принято решение - собраться всем вместе и предотвратить глобальную катастрофу.
Так случилось, что команда Y попала в особую точку пространства и времени, точку, где открывается дверь в другой сказочный мир. И сейчас Вы в долине… «бесконечного чаепития»!!! Скоро Вы сами убедитесь, что это очень странное место. Местный Дух, Безумный Белый Кролик, заколдовал каждого из Вас! Теперь Вы можете только пить чай, ходить в гости и встречать гостей. Каждая команда встретит сегодня Странного Гостя! И многие из Вас сами превратятся в Странного Гостя Долины! Безумный Белый Кролик заколдовал Вас, и пока Вы не выполните все его условия, Вы не сможете попасть обратно, вернуться домой. Насколько мы знаем, Кролику нужно получить от Вас рецепт одного очень редкого и ценного блюда.… И помните, если стрелка на Гигантских часах Кролика дрогнет и сдвинется хотя бы на одну секунду, а это 2 часа нашего времени, Вы навсегда останетесь Гостями-пленниками долины Бесконечного Чаепития. Победа или Проигрыш – зависит только от Вас!!!.
В далеком-далеком 2010 году была открыта новая планета, а на ней обнаружена разумная жизнь. Жители этой планеты очень добрые и умные создания. Из-за сходства с персонажами известной книжки и мультфильма, люди назвали их Муми-троллями. Очень скоро между двумя планетами (Землей и Муми-долом) завязались дружеские и торговые отношения. И вот первые Муми-тролли прилетели на планету Земля. И все было бы хорошо… Но вот оказалось, что у Муми-троллей есть одна необычная особенность – они никогда и не с кем не заговаривают первыми… И эта особенность сильно осложняет общение между двумя мирами… Спрашиваешь о чем-нибудь Муми-тролля, а он молчит… И совершенно непонятно, как разговорить Муми-тролля… Недавно земные ученые заметили, что сами Муми-тролли, когда общаются между собой используют специальные тайные знаки – особые движения, жесты и фразы, чтобы начать разговор. Поскольку сами Муми-тролли не захотели рассказывать о законах своего языка, земные ученые снарядили экспедицию на планету Муми-троллей для того, чтобы там, на месте, разобраться – что же это за особые приемы и могут ли люди их освоить. Пока это не известно… Экспедиция сотрудников компании Х начнется через несколько минут, Вы окажетесь на новой планете и начнете свой исследовательский поход…
Как часто в нашей жизни нам кажется, что только мы перегружены работой, завалены письмами, «задерганы» клиентами… А сотрудник из соседнего отдела (из магазина, офиса и т.д.) вальяжно прогуливается по коридору, вечно пьет кофе и никогда ничего не делает вовремя, чем подводит Вас и.д., и т.п. Знакомая картина? Вот тогда и придет на помощь игра «Принц и нищий». У сотрудников подразделений будет возможность попробовать на себе «вальяжную жизнь» соседа; узнать, что «королевская печать» не предназначена для колки орехов; открыть, что сотрудник кричит в телефон не со зла, а потому, что рядом с ним клиент, который уже 20 минут настойчиво требует свои документы, и т.д. В целом, обобщая результаты тренинга и опыт проведения имитационных игр для заказчиков, можно отметить следующие преимущества данного формата (т.е. преимущества перенесения места действия в вымышленное пространство): · Возможность сформировать игровую реальность, максимально соответствующую задачам тренинга. В нашем случае бестелесное, нематериальное измерение (предметов нет, есть только идеи и информация) было выбрано потому, что одной из основных целей тренинга было развитие и стимулирование креативности сотрудников компании, формирование их нацеленности на генерирование новых, свежих идей развития бизнеса; · Возможность для сотрудников «поработать» на разных участках бизнес-процесса, прочувствовать и понять задачи и проблемы других подразделений компании, ощутить взаимосвязи между отделами и более адекватно оценить вклад каждого структурного элемента компании в достижение общего результата; · Фантастическое пространство игры является идеальной моделью для развития креативного мышления: игровую реальность можно задать таким образом, чтобы привычные алгоритмы и стереотипы не срабатывали, и тогда для решения поставленных задач участникам «поневоле» придется ломать барьеры и становиться креативными; · Вымышленная реальность является для участников осложняющим фактором (фактически стресс-фактором). С одной стороны, могут не срабатывать привычные последовательности действий. С другой стороны, есть много новой информации. новых правил и зависимостей, которые нужно за короткое время усвоить, научиться учитывать и использовать в своей деятельности. Это дает возможность участникам увидеть, насколько успешно они могут работать в условиях быстро меняющейся ситуации. Это дает возможность тренеру выявить (по каждому участнику) такие компетенции как способность к обучению, работа в неопределенных ситуациях, стрессоустойчивость и учесть данную информацию при формировании программы обучения и развития сотрудников.
Таким образом, можно сделать вывод, что формат имитационной игры будет особенно эффективным для решения следующих задач: · Обучение самоменеджменту и самоорганизации; · Разработка, прояснение и донесение до сотрудников стратегии компании; · Разработка новых проектов, управление проектами; · Повышение эффективности взаимодействия участников друг с другом; · Смена установки (отношения участников тренинга к определенной проблеме); · Моделирование процесса принятия решения в случае ограниченного взаимодействия между сотрудниками. Имитационная игра позволяет сделать процесс обучения более живым и увлекательным ; · Стимулирование творческой активности участников. В случае отсутствие у тренера готовых решений, технологий и рецептов формат имитационной игры переводит фокус внимания участников с фиксирования преград и сложностей на самостоятельный поиск новых возможностей, нестандартных алгоритмов и оригинальных решений. Тренер выступает организатором и фасилитатором группового процесса, переводчиком с метафорического языка игры на деловой язык бизнес-процессов; · Ускорение групповой динамики: участники подзаряжаются энергией друг от друга, их вовлеченность в процесс обучения стимулируется необычной, нестандартной игровой реальностью, неожиданными поворотами сюжетных линий.
Итак, если Вы все еще находитесь в Одиннадцатом измерении, у Вас осталось всего 5 дней для того, чтобы: · Проанализировать ситуацию; · Рассмотреть возможные варианты решения; · Выбрать оптимальный вариант; · Реализовать его на практике.
Помните: через пять дней Ваши резервные копии будут уничтожены!
Журнал «Корпоративные университеты, 2008 г., №11. |
||||||